Продолжение. Начало в номере № 9
от 06.04.2015.
Автор Н. Парыгина.
— Построим завод, и кто пожелает, может вернуться на прежнюю работу,— сказали в горкоме партии.
Вернуться на оружейный завод хотел и Дмитрий Федорович Зверев. Он работал подручным на клепке кожуха доменной печи и одновременно был партруппоргом.
Выходил из дома рано утром. Путь из Тулы не близкий. Всю смену стоял на «поясе»—надстройке вокруг очередного кольца домны. Тут же в горне докрасна калились заклепки, и бойко стучали, обжимая их шляпки, клепальные молотки. В перерыв шел в бараки, читал газеты, беседовал о стройке, о международных событиях и о разных других вопросах, подсказанных жизнью. Поздно вечером возвращался домой, размешивая черную грязь своими болотными сапогами.
Только что окончив техникум, приехал на стройку А. И. Медведев. Он предусмотрительно захватил с собой палатку—в ней и поселился. На стройке Медведева назначили десятником по водоснабжению и канализации. Надо было по всей территории завода, местами — на глубине до четырех с половиной метров, проложить водопроводные трассы. По ним от реки потечет холодная вода к центральной электростанции, оттуда—в брызгальный бассейн, от него—к домне и, охладив ее раскаленное, тело, направится в реку.
Стройка увлекла и многих местных жителей. Почти без специальности пришел сюда из деревни Морозовки М. Ф. Сулейкин. Приняли его в отдел главного механика слесарем. Трудной была в то время работа слесаря. Автогенной резки не было и приходилось вручную с помощью зубила, молотка да кувалды рубить и листовой металл и мощные металлические балки. А соединить надо — опять не легче приходилось клепать — сварка тогда не применялась.
Из деревни Петелино поступил на стройку Н. А. Ординарцев слесарем-водопроводчиком. И на этом участке механизация была слабая—даже нарезка труб диаметром до четырех дюймов проводилась вручную. Но работа увлекла Ординарцева. Вскоре его назначили помощником прораба, а еще через год он стал прорабом.
В конце 1933 года на стройке появился первый автогенщик. Это сразу резко облегчило труд слесарей-монтажников. Там, где надо было рубить металл зубилом и кувалдой либо пилить ножовкой, автогенщик легко вел яркую шипящую струю пламени, и железный лист покорно, будто масло под ножом, разделялся на части.
Стали внедрять сварку. Появились станки для сгибания труб. Позже пришли на завод транспортеры и подъемники. Требовалось меньше физической силы, но зато прибавилось дела мозгам: следовало освоить механизмы.
В период строительства завода издавалась многотиражная газета «Металлостройка». Газета очень живо, по-боевому отзывалась на все события жизни коллектива. Она широко освещала опыт ударников, писала о ходе социалистического соревнования, резко критиковала недостатки в организации труда и быта строителей.
«Металлостройка» часто помещала письма рабочих корреспондентов, которые поднимали самые разнообразные вопросы: «Почему нет инструмента?», «Объявить борьбу с очередями», «Мы хотим слушать лекции врача», «Дети должны быть охвачены яслями и детсадами» — вот перечень рабкоровских корреспонденций в одном из номеров газеты.
На стройку пришло много молодежи. Комсомольская организация стала большой и многонациональной. Рядом трудились русские, украинцы, белорусы, чуваши, мордвины, татары. Были комсомольцы с высшим образованием и совсем неграмотные. Были энтузиасты, готовые выполнять любую работу, преодолевать любые невзгоды.
Продолжение следует...
| Переход на начало газеты |