RUS   ENG 
 
 
Противодействие коррупции и нарушениям антимонопольного законодательства

Новость недели Пресса о нас Пресс-релиз "Новотульский металлург"
Рождение тульской стали…
 


      Продолжение. Начало в №16 от 18.09.2019 г.
      
       «Работали на заводе в то время две маленькие домны – выплавляли чугун. Сырьем завод снабжался помимо Криворожской привозной издалека рудой еще и рудой, которая добывалась и в Дедилове, и в непосредственной близости от завода. В лесу на юго-запад от завода по направлению к деревне Рвы работали примитивные неглубокие шахты. Местное население на лошадях подвозило добытую в этих карликовых шахтах руду. С утра до вечера сотни подвод тянулись к заводу.
       Впоследствии из леса была проложена узкоколейная железная дорога, и руду начали подвозить в вагонетках, которые тянул маленький паровозик, штук по 25–30. Нам, ребятишкам, эта вагонетка доставляла удовольствие: иногда по вечерам мы угоняли вагонетку к лесу и оттуда под уклон с большой скоростью катили к заводу.
       И днем, и особенно по вечерам, когда выпускали из доменных печей чугун или выливали в отвале огненные шлаки, местность и небо озарялись огненным заревом. Было довольно красиво. Регулярно утром и вечером низким ревом трижды гудел заводской гудок: он будил народ от сна, указывал, когда надо выходить на работу и когда приступать к работе. Завод работал в две смены по 12 часов – от 6 часов утра и до 6 часов вечера, а ночная – с 6 часов вечера до 6 часов утра.
       Труд рабочих доменного цеха был очень тяжелым. Руда, уголь и другие материалы подвозились к вагонеткам скипового подъемника на двухколесных тачках каталями. Весь двор под эстакадами был вымощен металлическими плитами. По этим плитам и тянули вот эти вагонетки катали. Нагрузка вагонеток производилась вручную. На литейном дворе работали чугунщики. Они довольно искусно делали формы для чугунных чушек, следили за разливкой чугуна по этим формам, ловили момент, чтобы вовремя взломать начинающий остывать чугун, и грузили его на поданные железнодорожные платформы. Тяжел был труд чугунщиков.
       С одной стороны обдавало жаром расплавленного металла, а с другой пронизывало холодным ветром. Литейный двор представлял из себя навес, стен не было. Бывали случаи, когда чугунщик при разливе или особенно при взламывании чугуна оступался, попадал ногой, обутой в чуни, прямо в незастывший чугун и тогда пропадала нога или даже жизнь рабочих. Таких случаев было много».
       После революции домны, электростанция, а потом и производство цемента были остановлены, а сам завод национализирован и вскоре пришел в запустение. Только в октябре 1926 года, при непосредственном участии бывшего директора завода В. И. Гулыги, была пущена первая доменная печь с производительностью до 9 000 пудов чугуна в сутки. Гулыга посчитал, что теперь Судаковский завод по своему техническому оснащению не уступает лучшим американским и германским чугуноплавильным заводам и является одним из лучших в Союзе.
       28 октября 1926 года Тулгубисполком присвоил заводу наименование «Косогорский металлургический завод им. Ф.Э. Дзержинского». В сентябре 1928 года заработала вторая домна. В 1930 году бюро Московского обкома партии приняло постановление о реконструкции и расширении Косогорского металлургического завода.
      
      
       Продолжение следует...
      
      
      

  • Содержание:

Переход на начало газеты


Архив
Поиск в архиве  
 
 













  Россия, 300016, г.Тула, ул. Пржевальского 2, Тел/факс (4872) 257179,257070, 456777 e-mail: tulachermet@metholding.com www.tulachermet.com